Форма заказа
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Оставьте заявку на обратный звонок
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Аудиореклама: 5 советов как написать текст
Close
советы

Как выбрать дикторский голос для проекта

Разбираемся, как отличить опытного диктора от новичка, который всё испортит.
как выбрать дикторский голос для своего проекта
Что у диктора с дикцией?
Очевидный критерий в дикторской работе. Сильные огрехи в дикции вы услышите сразу. Это слишком мягкий звук Р, чрезмерно свистящие С, лишний призвук на Ш, Щ и так далее. В демо не всегда слышны дефекты. Можно взять самый лучший дубль и в редакторе исправить дикционные недостатки. Этим грешат начинающие дикторы, и услышать проблемы вы сможете только после заказа. Поэтому внимательно слушайте примеры дикторского голоса, обращайте внимание, нет ли там этих проблем.
Запись
аудиороликов
Запишем диктора, подберем музыку, получите запись через 2 часа!
Нет ли диалекта, говора?
Говор – нарушение орфоэпических норм. Это значит, что в слове вместо одного ударения их несколько. Почему говор – это плохо? Говор делает звучание просторечным, нарушает ритм слова, снижает доверие к ролику и продукту. Проблема в том, что во многих регионах России говорят с говором, и у местных дикторов он тоже есть. Некоторые даже об этом не знают. У кого-то выражен сильнее, у кого-то его практически не слышно. Нужно внимательно слушать дикторскую демо-запись, чтобы понять, есть говор или нет.

Для того чтобы было понятно, как звучит говор, приведу несколько примеров.
Примеры говоров, диалектов
А что с зажимами голоса?
Некоторые дикторы хотят звучать серьезно и убедительно за счёт того, что зажимают голос. Так они напрягают мышцы гортани и пытаются сделать звук ниже. Звучит это натужно, неестественно и фальшиво. Такие дикторы подражают московским голосам. Они забывают о том, что у тех, кому они подражают, это природный тембр. Басу или баритону (мужской голос, по высоте средний между басом и тенором) не нужно опускать голос, зажимать мышцы гортани.

Когда тенор (высокий мужской голос) пытается говорить как бас, звучит смешно. Обращайте внимание, свободно звучит диктор или что-то изображает, пародирует тембр. Это важный критерий. Дикторов с зажатым голосом много, слушайте внимательно.
запись аудиороликов
Диктор понимает, о чём читает?
Ещё один момент – логика речи, насколько диктор понимает то, о чем читает. Это большая проблема. Некоторым кажется: «Я умею читать – смогу прочитать логично». Это не так. Для логичного чтения нужно знать правила логики речи, понимать законы восприятия, уметь вести текст по мысли. Этому нужно учиться. Многим начинающим дикторам кажется: нужно выучить несколько вариантов интонации, и тогда их начнут заказывать.

Интонация – это музыка мысли, если нет мысли, то и интонации скучные и неубедительные. Внимательный заказчик слышит, когда текст прочитан нелогично: странные интонации, непонятные остановки, паузы и общая атмосфера бессмысленности всего текста. При выборе дикторского голоса слушайте, логично человек читает или нет.
логика речи и акценты в дикторской начитке

Мужские голоса нашей студии

Как диктор реагирует на просьбы?
Ещё один критерий – показатель профессионализма – реакция на критику, то, как диктор реагирует на замечания. Знаю дикторов, которые начинают спорить и пререкаться, не хотят и не любят перечитывать. Им кажется, что они правильно все сделали. Стараюсь не работать с такими голосами: это всегда вызывает трудности, непонимание, с ними сложно общаться и работать. Адекватный диктор понимает, что если пишешься без звукорежиссёра, то, возможно, не слышишь всех нюансов, не до конца понял задание или просто был рассеян во время работы. Позиция «я профессионал, я сделал все правильно, я знаю, как лучше» неправильная. Смысл профессионализма – в понимании обратной связи: мы должны помочь клиенту продать товар, услугу.
Заказчик:
Привет! Перечитай, пожалуйста, последний текст. Сейчас звучит монотонно.
Диктор:
Я всегда так читаю. Если не нравится моя подача, закажите другого диктора.
Диктор умеет быстро читать?
Специально вынес этот пункт отдельно. Некоторые дикторы не умеют читать слишком быстро. Это можно понять при прослушивании демо. Вы услышите, что все звучит в одном темпе. Возможно, неправильно подобраны ролики, но велика вероятность, что это его привычный темп. Когда-то я работал с диктором – он не умел читать быстрые тексты. Каждый раз, когда я просил прочитать побыстрее, он либо читал так же, либо вовсе отказывался работать.
Диктор читает как под копирку?
Этот пункт связан с предыдущим. Некоторые дикторы не умеют читать активные тексты. Их амплуа – спокойные тексты, представительная подача. То же относится и к молодёжном голосам, не стоит просить записать пониже. Нужен низкий голос – запишите диктора с таким тембром. Казалось бы, очевидная вещь, но встречаются заказчики – им хочется записать молодёжным голосом ролик, где предполагается низкий тембр. Не делайте так. Выбирайте тембр дикторского голоса исходя из задачи аудиоролика и не просите тенора записать пониже, а баса – в молодёжной подаче.
запись аудиороликов
А где разные дубли?
Да, все мы частенько записываем одинаковые дубли – нам кажется, все записано с разной подачей. Так происходит потому, что диктор-фрилансер работает без звукорежиссера, и есть ощущение: все, что записал, звучит по-разному. Это субъективное восприятие. Я сам диктор и периодически грешу этим. После первой записи слушаю все дубли и переписываю с разной подачей.

Профессионализм – способность услышать одинаковые дубли и переписать. Диктор упирается и пишет, что дубли разные, – признак дилетантизма.
Диктор подходит тональности бренда?
Любой хорошо написанный текст можно испортить скучной озвучкой.

Профессор психологии Калифорнийского университета Альберт Меграбян разработал знаменитое правило, согласно которому только 7 % смысла содержится в самих словах, 38 % приходится на тон голоса, остальные 55 % — на язык тела, который не так важен для диктора.
Другими словами, важно, чтобы диктор мог убедительно прочитать ваш текст, чтобы тон голоса, интонации были правдивыми. Голос должен отражать тон вашего бренда и воздействовать на слушателей. Если у диктора в портфолио одинаковые примеры, всё звучит как реклама в метро, скорее всего, он не умеет читать по-разному.

Если ваш бренд транслирует такие ценности, как дружелюбие и доброжелательность, то и диктор должен звучать так же. Если у вас серьёзный бизнес, лучше донести свою мысль до слушателя серьёзным, авторитетным тоном. При выборе голоса слушайте, может ли диктор быть разным.

В нашей озвучке для провайдера «Дом ру» звучит расслабленная и игривая дикторская подача. Компания хочет ассоциироваться с лёгкостью и простотой, транслируя это через тон голоса.
Какие отзывы на диктора?
При поиске дикторского голоса обращайте внимание на портфолио: какие там компании, есть ли среди них организации со схожей тематикой.

Всегда проще искать специалиста по рекомендациям, и на некоторых площадках есть отзывы. Но отзывы можно накрутить или написать по заказу. Проще работать со студиями озвучивания: у них есть проверенная база дикторов под любую задачу, гарантии сроков и прямой контакт с исполнителем.

В студии озвучания Ильи Демьянова большая база профессиональных дикторов. Это значит, что мы делали озвучку для крупных брендов. Вот некоторые из наших работ. Мы подберём диктора, который подойдёт вашему бренду. Например, как сделали это для Lego Ninjago.

Женские голоса нашей студии

Какое качество записи у диктора?
Сейчас любой желающий может купить микрофон и предлагать свой голос на разных площадках. Но для качественной записи необходимо специальное акустическое помещение без шумов и эха, на что идёт не каждый купивший микрофон. Попросите диктора прислать необработанный звук. Это поможет понять, нет ли на записи шумов от холодильника или из окна, нет ли эха.
Выводы
Слушайте внимательно голос, когда выбираете диктора для проекта. Не покупайтесь только на тембр. Взять диктора ради красивого тембра – все равно что пригласить в оркестр музыканта с потрясающим инструментом, на котором он не умеет играть.

Важно, чтобы исполнитель понял цель рекламы и помог ее воплотить.

Итак, 11 вопросов, которые помогут выбрать профессионального диктора:

Что у диктора с дикцией?
Нет ли акцента, говора?
А что с зажимами голоса?
Диктор понимает, о чём читает?
Как диктор реагирует на просьбы?
Диктор умеет быстро читать?
Диктор читает как под копирку?
А где разные дубли?
Диктор подходит тональности бренда?
Какие отзывы на диктора?
Какое качество записи у диктора?
Теперь, когда вы нашли подходящий дикторский голос, возможно, вам нужна музыка без авторских прав. В другой статье мы собрали 24 сайта, где можно купить или бесплатно скачать музыку.

Автор статьи: Илья Демьянов
Форма заказа

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Подпишитесь на рассылку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных
данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.