дикция

Развитие дикции: упражнения, советы, скороговорки

В этой статье покажу как можно работать над дикцией: какие упражнения и сочетания помогут её улучшить.
развитие дикции

Оглавление:

Почему мы нечётко
произносим слова

«Как перестать невнятно говорить и проглатывать слова?» — частый вопрос от тех, для кого важна ясная речь. Прежде чем на него ответить, давайте разберёмся, почему вообще люди могут говорить так, словно у них «каша во рту».

Вот основные причины:

1. Cосредоточеность на чём-то другом. Здесь всё просто: если не фокусироваться на чистоте речи, сложно чётко произносить слова.
2. Волнение. Волнение сильно влияет на тело, в том числе на дыхание и речевой аппарат.
3. Привычка. Возможно, человек даже не знает об этой своей вредной привычке. Но если люди часто просят вас повторить сказанное, вполне вероятно, что вы невнятно говорите.
развитие дикции голоса

Типичные дикционные ошибки

На впечатление, которое мы оказываем на людей, особенно влияет наша речь. Такие ошибки портят впечатление о человеке.

Список частых ошибок в произношении:

  1. Проглатывание или сокращение окончаний слов.
  2. Вставка лишних звуков, перестановка букв местами или замена звуков («радиво», «рубель», «константировать», «друшлаг», «комфорка»).
  3. Опущение звуков в середине слов («кроче» вместо «ко-роче», «скзать» вместо «ска-зать»; «пшёл» вместо «по-шёл»; «грит» вместо го-во-рит").
  4. Слова-паразиты («типа», «как бы», «ну», «короче»).
  5. Невнятное произношение — «каша во рту».
дикция и артикуляция
Обычно такое искажение слов происходит из-за быстрого темпа речи или привычки сокращать целые слоги.
Гайд по дикции
Упражнения для дикции, чтобы говорить убедительно

6 советов: как улучшить дикцию

Вот несколько советов, как развить хорошую дикцию и начать говорить более ясно:
  1. Сосредоточьтесь на процессе речи. Если вы нервничаете, поэкспериментируйте с техниками снятия волнения перед началом разговора. В спокойном состоянии вы будете говорить медленнее, это поможет вам отчётливее произносить слова.

  2. Разогрейте связки. Если не заботиться о состоянии связок во время разговора, они раздражаются и воспаляются. Такие упражнения вы найдете в статье «Как поставить голос самостоятельно».

  3. Активно артикулируйте слова, произносите их утрированно чётко, широко раскрывая рот и выделяя каждый слог. Попробуйте записать себя на диктофон, пока говорите: «Активно артикулирую слова» или «Губы. Зубы. Кончик языка». Хорошо ли получилось? Чем активнее губы, язык, челюсть, тем легче говорить.

  4. Ежедневно тренируйтесь на скороговорках. Они также помогают улучшить дикцию. Попробуйте, например, вот эту: «Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравелле удалилась». Старайтесь при каждом повторении произносить её быстрее, но при этом сохраняя чёткость речи.

  5. Читайте вслух. И также записывайте себя на диктофон. Дайте прослушать запись человеку, которому вы доверяете, чтобы тот оценил, насколько ясно и чётко вы говорите. Также попросите знакомых делать вам замечания, когда вы проглатываете слова. Люди склонны зажёвывать одни и те же звуки в одинаковых фразах. Если окружающие будут обращать ваше внимание на ошибки, дальше вам будет легче следить за собой.

  6. Двигатель голоса – дыхание. Для ясной речи важно научиться правильно дышать. Когда вы спокойны, дышите в более медленном темпе. При расслабленной челюсти и раскрытом рте сделать глубокий вдох гораздо легче.

Дикционная разминка

Разогреваем губы и язык

Работа речевого аппарата зависит от трёх элементов: губ, языка и голосовых связок. Их мы и разогреем в первую очередь.

Разомнем губы. Для начала произнесите звук «тпр» – так останавливают лошадей – и протяните его. Воздух проходит через губы, заставляя их дрожать и колебаться. Пока что не задействуйте голосовые связки, оставьте звук глухим. Воздушный поток должен быть ровным, во время дыхания опускайте диафрагму.
Низ грудной клетки расширится, а живот станет твёрже, немного напрягутся щёки. Дышите глубоко и мягко, протягивая «тпр» как можно дольше. Когда воздух закончится, приостановитесь, сделайте глубокий вдох и повторите упражнение. Чтобы было проще, можете слегка нажать на щеки.

Пример упражнения

Теперь разомнём язык. Произнесите глухой [р], также пока не используя голосовые связки. Равномерно выдыхайте, воздушная струя заставит язык колебаться возле альвеол.

Чередуйте вибрацию губ и языка. Сначала сосредоточьтесь на дыхании, произносите глухие звуки. На второй раз задействуйте голос, выберите тон, комфортный для вашего голосового регистра, и тяните его. На третий повтор во время выполнения упражнения двигайтесь от низкой ноты до высокой и назад.

Пример упражнения

Разогреваем связки

В этом упражнении мы разогреем голосовые связки. Звуки [м] и [н] тяните с закрытым ртом, а звук [з] – со слегка приоткрытым. Двигайте голос от нижней ноты до верхней и наоборот. Постарайтесь сделать переход от одного регистра к другому как можно мягче. Контролируйте работу связок и дыхание так, чтобы изменение тона было плавным, а звук – одинаково громким на всём протяжении.

Пример упражнения

Вероятно, вы заметите, что двигаете головой и шеей во время перехода между регистрами. Некоторые таким образом контролируют воздушный поток и звучность голоса. Переходам уделите особенное внимание. Проследите, какие действия вам необходимы для того, чтобы вам было комфортно их совершать.

Разогреваем шею и плечи

Прогрев и размяв голосовые связки, немного отдохните. Выпейте тёплой воды и попробуйте следующие упражнения.

— Сделайте круговые движения плечами вперёд и назад. Сначала вместе, затем по отдельности.
развитие правильной дикции
упражнение для развития голоса
— После осторожно поверните верхнюю часть торса сначала в одну сторону, затем в другую.
упражнения для развития дикции и артикуляции
— Наклоните голову вперёд так, чтобы подбородок упёрся в грудь. — Затем наклоните её назад, но осторожно, чтобы не закружилась голова.
развитие хорошей дикции
— После сделайте наклоны головой вправо и влево.

Упражнения на вибрацию губ и языка, а также изменение тона тоже помогают расслабить мышцы челюсти, шеи и плеч.
развитие дикции и артикуляции

Разогреваем мышцы лица

Теперь перейдём к разогреву мышц лица. Расслабьте нижнюю челюсть и широко раскройте рот, поднимите брови и раздуйте ноздри. Все части лица словно отодвинулись друг от друга.

Теперь же мягко закройте рот, сморщите губы, сдвиньте брови, словно сжимая всё лицо в одну точку. Повторите упражнение три-четыре раза, медленно и плавно. Такое растяжение и сокращение мышц лица поможет вам научиться их контролировать, вам станет легче менять выражения и управлять мимикой.
тренировки для развития дикции
Да-да, выглядит смешно, но помогает размять мышцы лица — они участвуют в артикуляции.

Упражнения для развития дикции

Зачастую не получается чётко выговорить звук оттого, что мы не знаем, где в процессе общения должны находиться губы, язык и зубы.

Следующие упражнения помогут натренировать артикуляционные мышцы и чётче произносить согласные.

Упражнениe 1

Звуки [б], [бь], [п], [пь], [м], [мь] – согласные, образуемые при участии обеих губ.

Произнесите следующий набор слогов:

МИ-МЭ-МА-МО-МУ-МЫ,
БИ-БЭ-БА-БО-БУ-БЫ,
ПИ-ПЭ-ПА-ПО-ПУ-ПЫ.

При произношении губно-губных согласных язык практически не двигается, работают только губы, активно смыкаясь и размыкаясь.

Пример

Упражнениe 2

Звуки [в], [вь], [ф], [фь] – согласные, образуемые в результате соприкосновения нижней губы и верхних зубов.

Произнесите следующий набор слогов:

ВИ-ВЭ-ВА-ВО-ВУ-ВЫ,
ФИ-ФЭ-ФА-ФО-ФУ-ФЫ.

Активный речевой орган – нижняя губа, она приподнимается и касается верхних зубов, язык практически не двигается, звук образуется за счёт движения воздуха сквозь щель.

Пример упражнения

Упражнениe 3

Звуки [р] [рь] [л] [ль] – согласные, образуемые соприкосновением языка с областью альвеол. Активный речевой орган – язык.

Звук [р] – единственный дрожащий в русском языке, довольно сложный для произношения. Звук образуется в результате движения воздуха через щель и колебания языка.

Произнесите следующий набор слогов:

РИРЬ-РЭРЬ-РАРЬ-РОРЬ-РУРЬ-РЫРЬ
ЛИЛЬ-ЛЭЛЬ-ЛАЛЬ-ЛОЛЬ-ЛУЛЬ-ЛЫЛЬ

Пример упражнения

Упражнениe 4

Звук [й] – согласные, образуемые приближением средней части спинки языка к твёрдому нёбу. Активный орган – язык.

Произнесите следующий набор слогов:

ЙИ-ЙЭ-ЙА-ЙО-ЙУ-ЙЫ.

В русском языке к этой группе относится только звук Й. Средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, образуя мягкий звук. Воздух движется через щель.

Пример упражнения

Упражнениe 5

Звуки [г], [к], [х] – согласные, образуемые подъёмом задней части спинки языка к мягкому нёбу или задней части твёрдого нёба. Активный орган – язык.

Произнесите следующий набор слогов:

КИ-КЭ-КА-КО-КУ-КЫ,
ГИ-ГЭ-ГА-ГО-ГУ-ГЫ,
ХИ-ХЭ-ХА-ХО-ХУ-ХЫ.

При произношении [х] образуется щель.

Пример упражнения

Упражнениe 6

Звуки [т], [д], [н], [л] альвеол касается передняя часть лопасти языка, почти самый кончик, но не острие.

ТИ-ТЭ-ТА-ТО-ТУ-ТЫ
ДИ-ДЭ-ДА-ДО-ДУ-ДЫ
НИ-НЭ-НА-НО-НУ-НЫ
ЛИ-ЛЭ-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

Пример упражнения

Упражнениe 7

Звуки [c] и [з]. При произношении С и З между языком и альвеолами образуется щель. Звук Ц является сочетанием Т и С.

СИ-СЭ-СА-СО-СУ-СЫ
ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ

Пример упражнения

Упражнениe 8

Звуки [щ] [чь] образуются в результате контакта передней части языка с областью за альвеолами (за линией десён, ближе к твёрдому нёбу). Активный орган – язык.

Произнесите следующий набор слогов:

ЧИ-ЧЭ-ЧА-ЧО-ЧУ-ЧЫ
ЩИ-ЩЭ-ЩА-ЩО-ШУ-ЩЫ

При произношении Ч и Щ средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, образуя мягкий звук.

Пример упражнения

Упражнениe 9

Звуки [ж] и [ш]. При произношении Ж и Ш кончик языка загибается.

ЖИ-ЖЭ-ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЫ
ШИ-ШЭ-ША-ШО-ШУ-ШЫ

Пример упражнения

Записаться на урок
Оставьте свои контакты, я пришлю программу
и подробности индивидуального урока.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Задания на развитие дикции

  1. Выберите по две-три строчки на каждую группу согласных из списков ниже или придумайте свои, составьте из них песню на простой мотив (детские песни вполне подойдут).
  2. Вставьте в текст одни и те же строчки столько раз, сколько вам необходимо для отработки произношения.
  3. Запишите или напечатайте песню.
  4. Выучите её наизусть.
  5. Пропевайте эту артикуляционную песенку для разогрева.
Как делать упражнение
Берём два сочетания:

Бип-бап-дуап-паб-паб.
Пум-пу-пи-ду-пум-ду.

Поём их на мотив песни «Happy birthday to you». Вот что у нас получается.

Пример упражнения

Упражнения для губно-зубных звуков [ф], [ф'], [в], [в']:

  • Ви-ву-ва-во-фу-фо
  • Фи-фью-фа-фу-фло-фа
  • Фло-фро-фьо-флу-фри-флья.
  • Влир-влор-вьоту-вью-влья.
  • Флор-фрол-фрял-фрёл-флол-фльё.
Упражнения для губно-губных звуков [п], [п'], [б], [б'], [м], [м']:

  • Бьёп-бап-дуап-паб-пьяб.
  • Брлум-прум-мрлирлу-рлу-лру.
  • Млиу-бралу-прлол-лор
  • Пьюм-пу-пьёт-ду-пьюм-ду.
  • Пжлу-блзу-мрлажу-блуп-прлум.
Упражнения для язычных, переднеязычных, нёбно-зубных звуков [ш], [ш':] [ж], [ж':], [р], [р'], [ч']:

  • Шрол-шью-шлаут-шральёт.
  • Жрол-жью-жлаут-жральёт.
  • Рвлёт-трурь-рвляут-тральят.
  • Чвлёт-чручь-чвляуч-чральяч.
Строчки для заднеязычных согласных [к], [к'], [г], [г'], [х], [х']:

  • Хиху-хьюху-хья-хью.
  • Кику-кьюку-кья-кью.
  • Гигу-гьюгу-гья-гью.
  • Квжзу-гжвзу-хвжзу.

Скороговорки для развития дикции

При работе над скороговоркой прежде всего надо помнить, что ты говоришь, т. е. не терять логики в скороговорке. Не стоит гнаться за скоростью и превращать скороговорку в бессмыслицу.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Пособи сапоги сапожнику пошить.
Пряжки серебром на сапогах посеребрить.
Пособи сапоги, пособи сапожки
Мастеру скорей пошить босоногой блошке.

Инцидент с интендантом, инцидент с интендантом, четверть гороха без червоточинки, без червоточинки четверть четверика гороха.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокорпъевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича. Один поп Прокоп творил: пришел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, пришел Прокоп. Другой поп Прокоп говорил: ушел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, ушел Прокоп. Третий поп Прокоп говорил: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп, как без Прокопа кипел укроп, так и при Прокопе кипел укроп.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии и спросил он Лилию: полили ли вы лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

Сложные скороговорки для развития дикции

Книги для развития дикции

1. «104 упражнения по дикции и орфоэпии». А. М. Бруссер , М. П. Оссовская.

2. «Дикция. Актуальное». Ю. А. Васильев.

3. «Скороговорки в речевом тренинге». М. В. Смирнова.

4. «Сценическая речь.» И. П. Козлянинова.

5. «Восемнадцать упражнений вокального характера по воспитанию голоса и дикции драматического актера.» К.В. Куракина.

6. «Уроки сценической речи. Народные скороговорки». Ю. А. Васильев.
Гайд по дикции
Упражнения для дикции, чтобы говорить убедительно
Автор статьи: Илья Демьянов
Форма заказа

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Подпишитесь в соцсетях